ИГУ - «Известия Иркутского государственного университета»

«Известия Иркутского государственного университета»

Журнал ИГУ

Список выпусков > Серия «Политология. Религиоведение» . 2014. Том 10

Базар и вещи. Репрезентации товарно-вещевых рынков в перспективе материалистического поворота

Автор(ы)
И. О. Пешков

Аннотация

Целью статьи является поиск новых подходов к товарно-вещевым рынкам через анализ применимости группы теорий материалистического поворота, позволяющих по-новому взглянуть на дееспособность материальных объектов. В статье ставится ряд вопросов о степени и форме применимости теорий, связанных с материалистическим поворотом, для исследования товарно-вещевых рынков. Эти вопросы касаются онтологической базы новых теорий, непосредственно связанного с ней расширения проблемного поля, эпистемологического статуса основных категорий и возможности конкретизации теоретического инструментария на сибирском (российском) материале. Автор рассматривает преодоление классической дихотомии материальное/социальное через идеи А. Аппадураи, Г. Зиммеля, М. Мосса и их развитие в работах М. Гуггенехэйма. Специальное внимание уделяется возможности применения акторно-сетевой теории (Б. Латур) в сочетании с идеями Дж. Ло и М. Каллона для формирования новых подходов к исследованию товарно-вещевых рынков (базаров). Автор отмечает, что с этой точки зрения базар становится амбивалентной сущностью, влияющей на статусы как продавца (проводника покупки), так и покупателя. Это приводит к тому, что рынок кроме выполнения экономических функций становится мощным производителем социальных границ в городских сообществах Восточной Сибири. Центральным выводом статьи является заключение о достаточно большой амплитуде в онтологических установках в исследовании рынков, что ограничивает применение наиболее радикальных онтологических предложений. Несмотря на это, часть постулатов материалистического поворота заслуживает пристального внимания и может быть полезной в исследованиях российских рынков. Прежде всего это императив переосмысления объектоориентированности современного субъекта и его очевидная зависимость от материального окружения. В этой перспективе новые подходы дают возможность более полного отражения повседневного опыта исследователя. Кроме этого предлагается пересмотр отношения к речевым практикам респондентом: их «непоследовательность» и «неопределенность» не обязательно требуют авторитарного перевода на язык теории, а могут отражать природу открытых и незаконченных социальных феноменов. Важнейшей проблемой становится пространственное измерение исследования: как физическое пространство рынка определяет возможности происходящего на нем и как, это, в свою очередь, определено политикой городских властей, потоком товаров и возможностями потребителей. Автор заключает, что в этой перспективе задачей исследователя является не столько «заставить вещи говорить», сколько уметь увидеть сложную реальность рынка за концептуальными построениями.
Ключевые слова
материалистический поворот, акторно-сетевая теория, товарно-вещевые рынки

УДК
316.2+339.175.2

Литература

Абашин С. Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм / С. Н. Абашин // Этнограф. обозрение. – 2012. – № 4. – C. 3–13.

1. Вахштайн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории / В. Вахштайн // Социол. обозрение. – 2005. – № 1, т. 4. – С. 94–115.

2. Григоричев К. В. В тени большого города: социальное пространство пригорода / К. В. Григоричев. – Иркутск : Оттиск, 2013. – 248 с.

3. Гурова О. Продолжительность жизни вещей в советском обществе: заметки по социологии нижнего белья [Электронный ресурс] / О. Гурова // Неприкосновенный запас. – 2004. – № 2(34). – URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/34/gurov9.html.

4. Кнорр-Цетина К. Рынок как объект привязанности: исследования постсоциальных отношений на финансовых рынках / К. Кнорр-Цетина, У. Брюггер // Анализ рынков в современной экономической социологии / В. В. Радаев, М. С. Добрякова. – М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. – С. 278–308.

5. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Б. Латур // Логос. – 2002. – № 5–6. – С. 211–242.

6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 / К. Маркс. – М. : Эксмо, 2011. – 1200 с.

7. Ссорин-Чайков Н. В. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в Сибирском колхозе и перформативности различий дара и товара / Н. В. Ссорин-Чайков // Экон. социология. – 2002. – № 2. – С. 59–81.

8. Холцленер Т. Восточная пористость: антропология трансграничной торговли и контактов на российском Дальнем Востоке / Т. Холцленер // Ойкумен. – 2009. – № 3. – С. 102–111.

9. Abolafia M. Y. Making Markets: Opportunism and Restraint on Wall Street. – Cambridge MA : Harvard University Press, 1996. – 240 p.

10. Appadurai A. (ed.) The social life of things. Commodities in cultural perspective. – New York : Cambridge University Press, 2009. – 340 pp.

11. Appadurai A. Introduction: Commodities and the politics of value // A. Appadurai (Ed.) The Social Life of things. Commodities in Cultural Perspective. – N. Y. : Cam-bridge University Press, 1996. – Pp. 3–63.

12. Callon M. Some Elements of a Sociology of Translation: Domestication of the Scallops and the Fishermen of St Brieuc Bay // Law J. (ed.) Power, Action and Belief: A New Sociology of Knowledge, Routledge&Kegan Paul. – London, 1986. – P. 67–83.

13. Gregory C. Gifts and Commodities. – London : Academic Press, 1982. – 250 p.

14. Guggenheim M. Building memory: Architecture, networks and users. // Memory Studies. – 2009. – №2 (39). – P. 39–53.

15. Heim M. The Metaphysics of Virtual Reality – Oxford: Oxford University Press, 1993. – 208 p.

16. Humphrey C., Hugh-Jones S. (eds) Barter, Exchange and Value: An Anthropological Approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – 203 p.

17. Humphrey C. Cosmopolitanism and kosmopolitizm in the political life of Soviet citizens // Focaal: European Journal of Anthropology. 2004. – № 44. – P. 138–154.

18. Kopytoff Y. The cultural biography of things: commoditization as a process // A. Appadurai (Ed.) The Social Life of things. Commodities in Cultural Perspective. – New York : Cambridge University Press, 1996. – P. 64–91.

19. Kowalski T. Proces formułowania oczekiwań a teoria cyklu wyborczego Implikację dla polityki gospodarczej – Wydawnictwo AE wPoznaniu, Poznań, 2001. – 240 s.

20. Latour B. On Recalling ANT. On-Line Papers [Electronic resource]. – 1998. – 4 p. – URL: http://www.lancaster.ac.uk/sociology/research/publications/papers/latour-recalling-ant.pdf.

21. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory, Oxford, 2005. – 320 p.

22. Law J. On the methods of long distance control: vessels, navigation and the Portuguese rout to India // Law J. (ed.) Power, action and belief: a new sociology of knowledge? – London: Routledge and Kegan Pol, 1986. – P. 234–263.

23. Mauss M. The Gift: Forms and Functions of Exchange in Primitive Societies. – London : Routledge & Kegan Paul, 1970. – 184 p.

24. Maynes M. J., Pierce J. L., Laslett B. Telling Stories. The use of Personal Narratives in the Social Science and History. – Ithaca and London: Cornell University Press, 2008. – 204 p.

25. Peshkov I. Usable Past for a Transbaikalian Borderline Town. ‘Disarmament’ of Memory and Geographical Imagination in Priargunsk // Inner Asia. – 2014. – N 16. – P. 95–115.

26. Sheldrake R. The Rebirth of Nature. – London : Reader, 1991.

27. Simmel G. Fashion // American Journal of Sociology. – 1957. – Vol. 62, N 16. – P. 541–558.

28. Taussig M. The Devil and Commodity Fetishism in South America – Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1980. – 296 p.

29. Thompson M. Rubbish theory – Oxford: Oxford University Press, 1979. – 240 p.

30. Turkle S. Life of the Screen. – New York: Simon and Schuster, 1995. – 352 p.

31. White H. Where Do Markets Come from? // American Journal of Sociology. – 1981. – Vol. 87. – P. 517–547